Музей "Железнодорожной больницы"

Фотоматериалы

Исторически сложилось так, что железнодорожная больница Мурома расположена в той части города, с которого начиналось развитие Мурома. Благодаря строительству железной дороги в городе стала бурно развиваться промышленность, увеличилось население. Важно, что активное развитие земской медицины в Муромском уезде началось после завершения строительства Московско-Казанской железной дороги. Отделенческая больница на станции Муром ОАО «РЖД»  - одна из старейших больниц области, которую горожане по привычке называют «железнодорожной», по оснащённости и качеству лечения уверенно лидирует в округе и в отраслевых рейтингах. А всё начиналось когда-то с приёмного покоя на 2 койки и 5 штатных работников. Открыли её в рабочем поселке, который получил в народе название «Казанка»… В годы Великой Отечественной войны больница работала в фронтовом режиме. В 1941 году здесь могли принять на лечение не более 200 больных, а в начале 1945-го ‑ уже 300. Всю войну ощущалась острая нехватка персонала - медики уходили на фронт. В память о героическом вкладе медиков в Победу на территории больницы в 2010 году открыли первый в области мемориал медикам времён Великой Отечественной войны. Больница всегда была испытательной площадкой для новаторских приёмов в медицине: уже в 60-е годы здесь применяли новые методы лечения бронхолёгочных, сердечно-сосудистых заболеваний, травм, щадящие операции на органах брюшной полости. К началу 80-х открыли новый 4-х этажный лечебный корпус, теперь это – настоящий больничный городок. Больница, первая на железной дороге, перешла на страховой принцип в системе ОМС. С начала 2000-х изменился её статус, теперь она - негосударственное учреждение здравоохранения. От приёмного покоя на 2 койки до современного многофункционального лечебно-диагностического центра, внедряющего новейшие медицинские разработки, ведущего научно-исследовательскую работу – такой путь уверенно, как мчащийся по рельсам экспресс, проделала Муромская отделенческая больница. Уникальный опыт, накопленный за 105 лет, в сочетании с эффективными технологиями позволяют сейчас быть первыми в освоении малоинвазивной хирургии, эндоскопических операций, эндопротезировании суставов, хирургического лечения заболевания стоп. Специалисты больницы первыми в регионе внедрили УЗИ-исследование сердца, освоили приёмы стрессэхокардиографии, лечение аритмий. С января 2015 года к НУЗ «Отделенческая больница ст. Муром ОАО «РЖД» решение Совета директоров компании ОАО «РЖД» была присоединена НУЗ «Отделенческая больница ст. Владимир, в состав которой входила на правах структурного подразделения железнодорожная больница Ковров. Железнодорожная больница НУЗ «Отделенческая больница ст. Муром ОАО «РЖД», структурные подразделения Владимир и Ковров образовали новый медицинский кластер ведомственного здравоохранения, который географически размещен в самых крупных городах Владимирского региона. Реабилитация  для нас это новое направление. В 2016 г больница по согласованию с департаментом здравоохранения Владимирской области и при поддержке ЦДЗ ОАО «РЖД» первой получила лицензию на медицинскую реабилитацию в регионе. Ведущее направление для нас – проведение восстановительного лечения пациентов с заболеваниями центральной и перифери-ческой нервной системы, а также восстановительное лечение пациентов после травм. Совместно с департаментом здравоохранения Владимирской области расширяем спектр проведения комплексных реабилитационных мероприятий для больных после ПСО, перенесших инфаркт миокарда и острые нарушения мозгового кровообращения. Созданны отделения реабилитации и восстановительного лечения на базе СП Владимир и СП Ковров.. В 2017 г. завершили ремонт и модернизацию кардиологического отделения. Кстати, железнодорожные кардиологи первыми в округе провели тромболизис - медикаментозное разрушение тромба при остром инфаркте миокарда. Из 36 круглосуточных мест отделения – 25 в системе ОМС. Здесь создали доступную среду для маломобильных пациентов. Больница одна из первых организовала телемедицинские консультации с ведущими клиниками страны. Больница сотрудничает с медицинскими университетами и другими вузами и не только привлекает молодых специалистов, но и ведёт исследовательскую работу. На базе больницы практикуются студенты-медики из Иваново, Рязани, Нижнего Новгорода. В больнице разработали систему привлечения молодых специалистов: заключают договоры на обучение врачей в клинической ординатуре с последующим трудоустройством . Здесь убеждены, что главное условие успеха –  профессиональный коллектив единомышленников, способный реализовать масштабные проекты. Поэтому в больнице созданы  условия для успешной работы, научной деятельности, профессионального роста. Одной из приоритетных задач остается выполнение мероприятий по обеспечению безопасности перевозочного процесса и ее медицинскую составляющую на всех этапах, продолжение интеграции в территориальное здравоохранение, выполнение плановых заданий ОМС, развитие специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи и медицинских информационных  систем. Драйвером развития нашего лечебного учреждения определены: травматология и ортопедия, малоинвазивная хирургия, неврология, кардиология на амбулаторном и поликлиническом уровне с перспективой создания аритмологического центра, широкая специализация клинико-диагностических и санитарно-бактериологических исследований, реабилитация. Вспомним, что многие десятилетия организацию медицинской помощи на «Казанке» всецело и полностью, включая детское население, обеспечивала железнодорожная больница. Это были интересные годы. Мы все были в единой системе государственного здравоохранения. Несмотря на переход в «НУЗ»  мы  и сегодня остаемся в своем городе партнерами, коллегами, что дает нам всем уверенность и оптимизм в решении совместных задач по обеспечению доступной и качественной медицинской помощи. Фотовыставка отображает не только путь железнодорожной больницы  по обеспечению безопасности перевозочного процесса, развитию в составе ведомственного здравоохранения, но и рассказывает о становлении здравоохранения в Муроме. История земской, городской и железнодорожной медицины с середины 19 века в Муроме тесно переплелись, и главное то, что формирование здравоохранения на территории шло по пути развития и сохранения здоровья муромлян. Впереди большая и серьезная совместная работа. Но не менее интересна и дорога, по которой мы уже прошли.

УСПЕХОВ, УДАЧИ И БАРХАТНОГО ПУТИ ВСЕМ НАМ.

А.Н. Сафиулов

главный врач, к.м.н., заслуженный врач РФ

История развития НУЗ "Отделенческая больница на ст. Муром ОАО "РЖД"

В последние годы проявляется интерес к истории в области здравоохранения. Вопрос: «Как жила и развивалась медицина в различные исторические эпохи?», - представлял всегда особый интерес. Железнодорожная медицина имеет свою особую историю и занимает свое историческое место в системе здравоохранения нашей страны. Не всегда ее путь был  легким, или как говорят железнодорожники, бархатным, но всегда вместе со всей здравоохранительной системой России.

Датой рождения железнодорожной медицины считается 1844 год. В этот год на участках строительства железной дороги для оказания медицинской помощи были поставлены первые лазареты. На то время число лазаретов достигло десяти.  

По завершении изыскательских работ на трассе будущей железной дороги Люберцы - Арзамас началось строительство железной дороги в сторону Арзамаса. Строители железной дороги жили в бараках, на это период, организация медицинской помощи уже обеспечивалась по существующим нормативным документам  и требования к медицинской помощи как на частных, так и на казенных дорогах были одинаковы и соблюдались. Не везде одинаково, но типовое положение по оказанию медицинской помощи железнодорожников начинало работать.

Первое упоминание о НУЗ «Отделенческая больница на ст. Муром ОАО «РЖД» было в 1912 году, когда в недостроенной и неосвещенной церкви по Коммунальному проезду был открыт приемный покой Отделенческой больницы на станции Муром. В 1916 году началось строительство поликлиники.

В 1917 году в Муроме, сразу же после установления Советской власти, на месте жилого барака для железнодорожников, открывается больница на 30 коек. В момент основания больницы, в ней размещались хирургическое и терапевтическое отделения, родильное отделение и рентгеновский кабинет. Первым начальником больницы был Жидков Владимир Васильевич, по специальности хирург. Всего в больнице работали два врача. В 1918 году было закончено строительство железнодорожной поликлиники.

Самой страшной угрозой того времени была надвигающаяся эпидемия инфекционной заболеваемости. И в этих условиях медикам железнодорожной больницы крайне важно было осуществлять свою работу по обеспечению медицинской помощи. В 1918 году напряженный и тяжелый год на станции Муром для обеспечения проходящих пассажирских поездов питьевой водой на перроне было построено небольшое здание для обеспечения пассажиров кипятком. Была организована медицинская помощь для пассажиров и ее все же было недостаточно, но это позволяло хоть как-то обеспечивать выявление больных инфекционными заболеваниями и ограничивать расползание инфекций по городу.

Начиная с 1919 года, медицинское обслуживание железнодорожников и членов их семей стало бурно развиваться. К 1922 году уже начали вырисовываться контуры железнодорожной больницы. На территории 23 врачебного Муромского участка, а такое название получила на то время железнодорожная больница, был деревянный барак, кирпичное здание бывшего храма и деревянные постройки для хозяйственных нужд.

Территория Казанки была болотистая: из-за высокого стояния грунтовых вод уже на глубине 50 см стояла вода. По воспоминаниям очевидцев вокруг больничных построек стояла вода, повсюду росли камыши и слышались по вечерам разноголосые песни местных лягушек. От здания к зданию пробирались проторенными тропами по временным мосткам среди камышей, которые вырастали летом почти в человеческий рост. Но желание попасть к человеку в белом халате было выше создавшихся трудностей и на них, как правило, не обращали внимание. На тот период это было почти нормой. Интересно отметить, что в это время, трудное время, преодолевая разруху, в том числе на железнодорожном транспорте, здравоохранение на транспорте постепенно, но уверенно развивалось. На территории больницы к 1925 году появляется новое здание складского помещения, завершается строительство пристроя к заразному бараку для хранения топлива, благоустраивается территория. На территории больницы поставили деревянные тротуары, чтобы можно ходить от отделения к другим зданиям не по воде.

Силами железнодорожных предприятий начинается проведение ремонта хирургического и терапевтического отделений. Для этого все пациенты  на это время переводятся в помещение, занимаемое венерическим и заразным отделением.

В Муроме борьбе с сифилисом уделялось самое большое внимание. Но только в советский период удалось решительными мерами к 70 годам практически уничтожить эту заразу.

К 1932 году в железнодорожной больнице насчитывалось 190 коек, в число которых входил ночной профилакторий.

В 1933 году медицинское объединение переименовывается во врачебно-санитарный отдел, где были выделены больница и поликлиника.

С 1936 года Врачебный участок станции Муром находится в подчинении Службы Казанской железной дороги. К 1940 году работало 29 врачей и 90 средних медработников. Врачебный участок станции Муром перестал существовать в 1951 году. Больница и поликлиника объединены и организована Отделенческая больница станции Муром Казанской железной дороги.

Активно работала отделенческая больница и в военные годы 1941-1945 годы. Сотни тысяч эвакуируемых жителей, эшелоны с которыми проходили через ст. Муром, получали необходимую медицинскую помощь и проходили лечение в железнодорожной больнице. Осуществлялась огромная работа по проведению противоэпидемических мероприятий, организация лечебной работы по борьбе с сыпным и брюшным тифом, сифилисом, трахомой и малярией. Участие в ликвидации ежегодных эпидемий кишечных инфекций и помощь лечебным учреждениям соседних дорог. Участие в подсобном хозяйстве, заготовка дров и торфа, строительство жилых домов, уборочная компания и везде первыми были медицинские работники железнодорожной больницы. В июле 1943 года в больнице было открыто туберкулезное отделение на 30 коек, из них 10 коек – детские. В военные годы медицинские работники вложили весомый вклад в охрану здоровья жителей Мурома. Были развернуты военные госпитали в школах Мурома, в которых работало до 500 врачей. За эти годы в военных госпиталях прошли лечение более 300 тыс. военнослужащих.

 В послевоенные годы, в период восстановления народного хозяйства, здравоохранение Мурома активно проводило работу по организации лечебного дела, профилактическим мероприятиям и по восстановлению здоровья участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Среди медицинских работников в разные годы были депутаты Верховного Совета РСФСР, Областного и Государственного Советов.

В 1950 годы на базе отделенческой больницы была организована лучшая на дороге физиотерапевтическая медицинская помощь, оперативное лечение язвенной болезни, лечение воспаления легких с применением современных физиотерапевтических процедур.

В 1960-е годы началась большая реконструкция больницы: ремонт и строительство больничных зданий. Появлялись новые отделения, специализированные кабинеты и лаборатории, совершенствовалась диагностика, приобреталось новое оборудование.

В связи с объединением в 1961 году Горьковской и Казанской железных дорог в одну Горьковскую железную дорогу, объединенные больницы станции Муром находятся в подчинении Врачебной службы Горьковской железной дороги.

В 1965 году строится двухэтажное здание, в котором разместилось хирургическое, неврологическое и травматологическое отделения.

В январе 1967 года произошло объединение железнодорожной больницы с детским туберкулезным санаторием. Отныне она стала называться Отделенческой больницей станции Муром Муромского отделения Горьковской железной дороги в подчинении Врачебно-Санитарной службы (ВСС) Горьковской железной дороги.

Одной из первых на дороге и в г. Муроме на базе отделенческой больницы было организовано реанимационное отделение. В конце 1960-х – начале 1970-х годов на базе хирургического отделения начинает формироваться отделение анестезиологии. В 1973 году «из-за отсутствия санитарных условий» родильное отделение было перепрофилировано в гинекологическое отделение.

С 1977 года по 1987 год укрепляется материально-техническая база больницы. В том, что Отделенческая больница на станции Муром достигла успехов в деле медицинского обслуживания железнодорожников и членов их семей и городского населения, большая заслуга принадлежит тем, кто отдавал свои знания, силы и способности укреплению здравоохранения на Муромском отделении.

В 1980 году был построен и введен в эксплуатацию новый корпус, в котором расположились два хирургических, гинекологическое и кардиологическое отделения.

Больница создана в целях обеспечения своевременной и качественной медицинской помощи, осуществляемой в стационарных и амбулаторных условиях, улучшения качества медицинского ухода железнодорожников, членов их семей и приписного населения.

Сегодня Муромская железнодорожная больница вышла на новый этап.  В 2015 году  произошло объединение негосударственных учреждений здравоохранения путем слияния ведомственных учреждений здравоохранения ст. Владимир, ст. Муром, ст. Ковров. Главная задача сегодня – сформировать сплоченную команду профессионалов.

Возглавляет  сеть ведомственных ЛПУ главный врач отделенческой больницы на станции Муром ОАО «РЖД» Анатолий САФИУЛОВ, заслуженный врач России, кандидат медицинских наук, почётный железнодорожник.

Коллектив Отделенческой больницы стремиться к тому, чтобы пациент в стенах нашего медицинского учреждения, чувствовал себя комфортно и уютно. Территория Отделенческой больницы встречает посетителей почти стерильной, «больничной» чистотой и легким ароматом – это цветут аккуратно подстриженные кусты шиповника и многочисленные цветы на газонах и клумбах. Все дышит заботой и добротностью.

Также бережно железнодорожные медики относятся и к своему наследию – Летом 2004 года в Отделенческой больнице впервые распахнул двери для посетителей и действует первый в регионе и на Горьковской железной дороге музей здравоохранения, что особенно важно, ветераны, бывшие работники больницы, уходя на заслуженный отдых, не перестают быть полноправными членами коллектива. Своим основанием музей обязан энтузиастам. Именно им, людям неспокойным и увлеченным, пришла мысль о создании музея. По инициативе главного врача Сафиулова А.Н., сотрудников всех подразделений больницы и Совета ветеранов больницы, которых можно по праву назвать хранителями больничной истории, было принято открыть музей. Члены Совета ветеранов оказали неоценимую помощь в его создании. Нашему примеру последовали некоторые лечебные учреждения Горьковской железной дороги. Дорожная клиническая больница ст. Горький и в 2013 году открыт музей истории в отделенческой клинической больнице на ст. Киров.

Множество экспонатов, среди которых немало уникальных реликвий прошлого и настоящего, представленных в экспозиции музея, знакомят нас с историей развития медицины, ее достижениями. Возникает ощущение того, что соприкасаешься с этой историей, к жизни тех замечательных людей, которые создавали настоящее больницы, признательность их труду, профессионализму и преданности своему делу.

Наш музей можно назвать машиной времени. В зале музея можно преодолеть непреодолимое – стать повелителем времени, дотронуться до предметов прошлого, вспомнить и унестись в давно ушедшее. Образовательная работа музея включает различные музейно-образовательные программы (дискуссии, круглые столы, экскурсии, музейные уроки, военно-исторические встречи и др.), которые ориентированы на преодоление пассивно-созерцательных форм восприятия музейной информации. Как известно, приоритетной аудиторией музея любого вида и профиля сегодня являются дети всех возрастов: учащиеся средних учебных заведений, ММК и институтов.

Музей призван способствовать расширению учащихся кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками, служить целям совершенствования образовательного процесса и средствами дополнительного обучения.

Ветераны  на встречах много рассказывают детям о себе, о больнице, как они работали не покладая рук, исполнили ребятам песни о медицине, про больницу и многое другое. На протяжении не одного десятка лет этот замечательный коллектив являлся визитной карточкой Отделенческой больницы. Медицинская профессия для многих стала делом семейной чести. И в день профессионального праздника в больнице чествуют династии врачей, медсестер, известных своими трудовыми и творческими достижениями. Всех их связывают не только родственные, но и профессиональные узы.

Так же проводятся экскурсии по всей больнице, где они беседуют с врачами. Мы ведем большую работу с молодежью. В музее участники ВОВ рассказывают им о героизме медиков, всего народа нашей страны в годы ВОВ, благодаря которым была одержана победа в войне, а ветераны больницы и экскурсовод знакомят их с историей.

Мы рады молодым посетителям и очень надеемся, что кто-нибудь из них будет покорен красотой профессии врача и, может быть, в дальнейшем свяжет свою жизнь с медициной и сможет воплотить в жизнь мечту о совершенном развитии в области медицины.

Так же музей посещают посетители – люди разного возраста и разных профессий, но никого не оставляет равнодушным богатейшая история и традиции отделенческой больницы, о чем свидетельствуют многочисленные записи в Книге отзывов.

Перешли на качественно новый уровень проведения культурно-массовой и экскурсионной работы с применением современных информационных технологий. Мы по крупицам храним и собираем историю железнодорожной медицины. Поэтому мы первые на сети дорог открыли музей железнодорожной медицины. Мы стараемся развивать и приумножать то, ради чего и зародилась железнодорожная медицина – обеспечение безопасности перевозочного процесса. Проводить на высоком уровне организацию качественной медицинской помощи железнодорожникам, членам их семей и приписному населению. Ведь  мы и сегодня остаемся открытым учреждением здравоохранения. Нам есть, о чем вспомнить, о чем рассказать, что показать. И мы все делаем для того, чтобы каждый работник отделенческой больницы чувствовал свою необходимость. Стараемся обеспечивать карьерный и профессиональный рост. Развиваем чувство корпоративного интереса, преданность компании и железнодорожной медицине.

 

 


Фотоматериалы

 

Анна Петровна Андреева с раненым солдатом в госпитале. Фото 1917 г 
 

 Анна Петровна Андреева с ранеными солдатами в госпитале. Фото 1916 г

 
 Аптека антоненко на ул.Вознесенской (ныне угол ул. Л. Толстого и Совет-ско). Фото кон ХIХв

 
 Врач Николай Иванович Ушаков обследует больного. Фото нач. ХХ в
 

 Елизавета Никифоровна Обмайкина – участница русско-японской 1904-1905 гг. и первой мировой 1914-1918 гг. войн, сестра милосердия, награждена двумя Георгиевскими крестами. Фото 1917 г
 

 Здание, где находилось родильное и туберкулезное отделение
 

 Медперсонал и раненые муромского лазарета. 1914-1916 гг
 

 Николай Петрович Андреев – земский врач в Муромском уезде. Фото нач. ХХ в
 

  Здание железнодорожного вокзала на ст. Муром – фото 1930-х г.

 
 Медицинский персонал Муромской железнодорожной больницы. Фото 1940 г. 

 
Интерьер кабинета С.А. Дементьева 

 
  Лаборатория городской больницы 1930-е г.г

 
 В кабинете у ЛОРа. 1930-е гг. 

 
  Перевязка больного в Муромском госпитале 1940х г 

 
 Гинекологический кабинет фото 1930-е годов 
 

Дементьев С.А. - Дементьев Сергей Александрович – врач, заведую-щий железнодорожной поликлиникой в 1918-1940-хгг. Фото 1930-х гг.
 

 Железно-дорожный вокзал в Муроме. Архитектор А.В.Щусев. 1912 г.
 

 Показательный уголок «Мать и дитя» на одном из предприятий города. 1930-е гг
 

 светолечебный кабинет железнодорожной поликлиники для облучения коклюшных детей 1939г

0 Комментариев(ий)

Написать комментарий

Комментарии заблокированы / недоступны для этой статьи

:
Внимание!!!

0 Комментариев(ий) | Подробнее +
Поздравление с Новым Годом Дорогие друзья – коллеги и наши пациенты! От всей души поздравляю вас с наступающим Новым 2018 г...

0 Комментариев(ий) | Подробнее +
:
Травматология и ортопедия Врачебный состав, виды помощи, контакты

0 Комментариев(ий) | Подробнее +
: Зацепин А.О.
Реанимационное отделение Врачебный состав, виды помощи, контакты

0 Комментариев(ий) | Подробнее +
:
Кардиологическое отделение Врачебный состав, виды помощи, контакты

0 Комментариев(ий) | Подробнее +
: Богатов Н.В., зав.отделением, врач высшей категории, к.м.н.
Терапевтическое отделение Врачебный состав, виды помощи, контакты

0 Комментариев(ий) | Подробнее +